Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

Акушерство, гинекология и неонатология 1.2008 (2)

Хламидийная инфекция как прогностический фактор исхода ЭКО

Цель исследования: Выяснение связи между хламидийной инфекцией (ХИ) и исходом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и переноса эмбриона (ПЭ).


Материал и методы исследования: Проанализированы данные 44 пациенток, участвовавших в программе ЭКО и ПЭ. Указание на перенесенную ХИ в анамнезе имелось у 16 пациенток, которые составили основную группу, остальные 28 пациенток, не имеющих ХИ в анамнезе, составили группу сравнения. Стимуляцию суперовуляции проводили по стандартному §короткому¦ протоколу. Клиническую беременность диагностировали через 3-4 недели после переноса эмбрионов при УЗИ по наличию плодного яйца в полости матки.


Результаты исследования:Частота наступления беременности на количество стимулированных циклов и на количество перенесенных эмбрионов статистически достоверно ниже в основной группе (р<0,01).


Заключение: У пациенток, перенесших урогенитальный хламидиоз УГХ, частота наступления беременности после ЭКО и ПЭ значительно ниже по сравнению с пациентками без ХИ в анамнезе.


Ключевые слова: хламидийная инфекция, ЭКО и ПЭ

 

Последние десятилетия во всем мире, а также в Республике Армения наблюдается увеличение заболеваемости инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) [1, 2, 3, 4]. Серьезность проблемы обусловлена в первую очередь тем, что эти заболевания играют ведущую роль в возникновении воспалительных процессов урогенитального тракта, вызывающих такие нарушения репродуктивной функции, как невынашивание беременности и бесплодие, что подчеркивает не только медицинскую, но и социальную ее значимость [5, 6, 7].


Среди ИППП одно из ведущих мест занимает урогенитальный хламидиоз (УГХ). Перенесенный ранее УГХ, по мнению ряда авторов, отражается в последующем на фолликулогенезе, а также оказывает влияние на частоту наступления беременности, в частности при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) и переносе эмбриона (ПЭ) [8, 9]. Однако эти данные противоречивы.


Цель исследования


Целью данной работы явилась выяснение связи между хламидийной инфекцией (ХИ) и исходом ЭКО и ПЭ.


Материал и методы


Проанализированы данные 44 пациенток, участвовавших в программе ЭКО и ПЭ в Научно-исследовательском центре охраны здоровья матери и ребенка за период 2003-2004 гг.


Указание на перенесенную ХИ в анамнезе имелось у 16 пациенток, которые составили основную группу, остальные 28 пациенток, не имеющих ХИ в анамнезе, составили группу сравнения.


Всем пациенткам проведено ЭКО и ПЭ в классическом варианте. Стимуляция суперовуляции проводили по стандартному §короткому¦ протоколу: для десенситизации гипофиза применялось ежедневное подкожное введение диферелина 0,1 мг с I-ого или II-ого дня менструального цикла до дня введения овуляторной дозы хорионического гонадотропина. Стимуляцию суперовуляции проводили с III-IV-ого дня менструального цикла рекомбинантным ФСГ (Гонал-Ф) по 2-4 ампулы, что составляет 150-300 МЕ. Дозу препарата определяли индивидуально, в зависимости от веса пациентки и данных ультразвукового, а также гормонального мониторинга.


Стимуляцию суперовуляции проводили до достижения лидирующими фолликулами диаметра 18-21 мм, толщины эндометрия 10-12 мм и при уровне Е2 более 300 пмоль/л на каждый лидирующий фолликул диаметром более 15 мм. При достижении этих показателей вводили овуляторную дозу хорионического гонадотропина. Пункцию фолликулов проводили через 35-36 ч. после введения хорионического гонадотропина. Перенос эмбрионов в полость матки осуществляли на II-ые сутки после пункции. Клиническую беременность диагностировали через 3-4 недели после переноса эмбрионов при УЗИ по наличию плодного яйца в полости матки.

 


Результаты исследования и обсуждение


Первичным бесплодием страдали 30 (68,2%) пациенток, вторичным – 14 (31,8%). Статистически достоверной разницы между двумя группами женщин по возрасту, длительности бесплодия, возрасту менархе, началу половой жизни, характеру менструальной функции не наблюдалось. Однако, у пациенток основной группы в 1,5 раза чаще регистрировано вторичное бесплодие (таб.1).


Факторы бесплодия, которые являлись показанием для проведения ЭКО и ПЭ у обследованных пациенток, представлены в таблице 2.

 

 

 

 Как видно из данных таблицы 2, если основным показанием для проведения ЭКО и ПЭ у пациенток основной группы являлся трубный или трубно-перитонеальный фактор бесплодия (81,3%), то в группе сравнения – трубный или трубно-перитонеальный (28,6%) и эндокринный фактор (28,6%) (р<0,05).


Сочетание нескольких факторов бесплодия регистрировано у 12,6% пациенток основной группы и у 32,3% пациенток группы сравнения. У всех обследованных пациенток, кроме 2, все стимулированные циклы закончились трансвагинальной пункцией фолликулов. Результаты стимуляции суперовуляции оценивались по показателям фолликулогенеза и раннего эмбриогенеза. Статистически достоверной разницы между двумя группами женщин по среднему количеству аспирированных фолликулов, полученных ооцитов, дробящихся эмбрионов не выявлено.


Качество эмбрионов имеет определенное влияние на исход ЭКО и ПЭ, поэтому и анализированы также показатели качества полученных эмбрионов (таб. 3).

 

 

Несмотря на то, что статистически достоверной разницы между двумя группами женщин по среднему количеству полученных эмбрионов не выявлено (таб. 4), сравнительный анализ качества эмбрионов между двумя группами показал, что по качеству полученных эмбрионов наблюдается разница между пациентками основной группы и группы сравнения. У пациенток основной группы наиболее часто (34,2%) получены эмбрионы, оцененные в 2 балла, тогда как в группе сравнения наиболее часто (43,5%) получены эмбрионы, оцененные в 3 балла (таб. 3).


У пациенток основной группы основная часть эмбрионов (60,5%) была низкого качества (1-2 балла), тогда как в группе сравнения основная часть эмбрионов (62,3%) была высокого качества (3-4 балла). Таким образом, согласно полученным данным, перенесенная ХИ не оказывала влияния на показатели фолликулогенеза, вместе с тем было выявлено определенное влияние на показатели эмбриогенеза у обследованных женщин.


Для уточнения возможного механизма влияния Chlamydia trachomatis на фолликулогенез нами проведено определение ХИ в фолликулярной жидкости у 24 обследованных женщин. Наш выбор остановился на фолликулярной жидкости, т.к. известно, что жизнеспособные Chlamydia trachomatis могут персистировать в макрофагах, а фолликулярная жидкость содержит большое количество тканевых макрофагов (10). Определение ХИ в фолликулярной жидкости проведено методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) у 24 женщин. Перенесенный УГХ отметили 12 из них. Фолликулярная жидкость для исследования получена методом аспирации фолликулов во время программы ЭКО. Результаты исследования были положительными у 3 (25%) женщин.


Эффективность ЭКО и ПЭ определяли по показателю частоты наступления беременности (ЧНБ) в проценте из расчета на количество: 1. пациенток; 2. стимулированных циклов; 3. перенесенных эмбрионов; 4. количества пункций; 5. переносов эмбрионов.


Оценивались также исходы наступивших беременностей, частота родов на общее число выполненных переносов эмбрионов, количество родившихся детей от числа беременностей (таб. 4). Как свидетельствуют полученные данные, в основной группе наблюдается наименьшая частота наступления беременности из расчета на 1 пациентку – 2 (12,5%), тогда как в группе сравнения беременность наступила у 16 (57,1%) пациенток.


Частота наступления беременности на количество стимулированных циклов и на количество перенесенных эмбрионов статистически достоверно ниже в основной группе (р


Заключение


Таким образом, полученные данные демонстрируют явную связь между хламидийной инфекцией и исходом ЭКО и ПЭ: у пациенток перенесших УГХ частота наступления беременности после ЭКО и ПЭ значительно ниже по сравнению с пациентками без ХИ в анамнезе. Проведенное исследование позволяет предположить, что фолликулярная жидкость может содержать ХИ, которая может оказать влияние на фолликулогенез и стать причиной неудачного исхода ЭКО.


С учетом полученных данных можно предположить, что наличие ХИ в анамнезе может служить одним из прогностических критериев исходов ЭКО и ПЭ.


Литература

 

  1. Авакян Г.С. Современные подходы к коррекции репродуктивной функции женщин с урогенитальным хламидиозом. Автореф. Дис… д.-ра мед. Наук. - Ереван, 2006. - 45 с.
  2. Бабаян К.Р., Арустамян К.К. Некоторые социально-эпидемиологические вопросы инфекций, передаваемых половым путем в Армении. // Ж. Вестник хирургии Армении, Ереван, No. 4, 2006, с.116-126.
  3. Бабаян К.Р. Заболеваемость сексуально передаваемыми инфекциами и совершенствование профилактических мероприятий (социально-гигиенические и медико-организационные аспекты): Автореф. Дис… д.-ра мед. Наук. - Ереван, 2001. - 47 с.
  4. Хачикян Х.М. Новые подходы к патогенезу, диагностике и лечению мочеполового хламидиоза: Автореф. Дис... д.-ра мед.Наук. - Ереван, 2002. - 28 с.
  5. Гранитов В.М. Хламидиозы. - Москва: Медицинская книга, Н. Новгород, изд.-во НГМА, 2000, 192 с.
  6. Савичева А.М., Башмакова М.А. Урогенитальный хламидиоз у женщин и его последствия. /под ред. Э.К. Айламазяна/. - Н. Новгород: НГМА, 1998. - 182 с.
  7. Holmes K., Sparling P., Mardh P-A., et al. Sexually transmitted diseases. - McGraw-Hill Companies Inc.,WC, 1999, 3rd ed. - 1449 p.
  8. de Barbeyrac B., Papaxanthos-Roche A., Mathieu C., et al. Chlamydia trachomatis in subfertile couples undergoing an in vitro fertilization program:a prospective study. // Eur. J. Obstet. Reprod. Biol. - 2006. - Vol. 129, No. 1. - P. 46-53.
  9. Keay S.D., Barlow R., Hons B.S., et al. The relation between immunoglobulin G antibodies to Chlamydia trachomatis and poor ovarian response to gonadotropin stimulation before in vitro fertilization. // Fertil. Steril. - 1998. - Vol. 70, No. 2. - P. 214-218.
  10. Lachapelle M-H., Hemings R., Roy D-C. et al. Flow cytometric evaluation of leukocyte subpopulations in the follicular fluids of infertile patients. // Fertil. Steril. - 1996. - Vol. 65, No. 2. - P. 1135-1140.

Автор. Г.Г.Окоев, К.К.Арустамян, Э.С.Тотоян, К.О.Джинанян, Научно-исследовательский центр охраны здоровья матери и ребенка, Ереван
Источник. Акушерство, гинекология и неонатология 1.2008 (2)
Информация. med-practic.com
Авторские права на статью (при отметке другого источника - электронной версии) принадлежат сайту www.med-practic.com
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Читайте также

Оптимизация диагностики и патогенетической коррекции нарушений репродуктивной функции у больных с нормогонадотропной овариальной недостаточностью

Цель исследования: Усовершенствование дифференциальной диагностики, а также разработка оптимальной стратегии по дифференцированной, патогенетически обоснованной терапии различных клинических форм нормогонадотропной...

Перинатология, акушерство и гинекология
Новые подходы в пренатальной диагностике хромосомных заболеваний

Цель исследования: Pазработка новых методических подходов в пренатальной диагностике хромосомных заболеваний плода на разных стадиях внутриутробного развития...

Перинатология, акушерство и гинекология
Состояние щитовидной железы у больных с доброкачественными опухолями яичников

Цель исследования: Изучение состояния щитовидной железы у больных с доброкачественными опухолями яичников.


Материал и методы исследования: Были обследованы 30 женщин с доброкачественными опухолями яичников...

Онкология Перинатология, акушерство и гинекология Эндокринология
Оптимизация тактики ведения больных с субмукозной миомой матки с применением гистерорезектоскопии

Цель исследования: Целью данной работы явилась оценка эффективности гистерорезектоскопии при лечения субмукозной миомы матки...

Перинатология, акушерство и гинекология

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ