Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

Кардиология, ангиология

Прогностическая значимость функциональных параметров правых отделов сердца и левого предсердия при хронической левожелудочковой недостаточности (Клиническая медицина)

Ключевые слова: хроническая сердечная недостаточность, систолическая функция, диастолическая функция, камеры сердца, левый желудочек, правый желудочек, левое предсердие, правое предсердие

Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) является заключительной фазой практически всех заболеваний сердечно-сосудистой системы, а смертность при этом синдроме, несмотря на постоянный поиск оптимальных путей лечения, остается высокой [1,2]. Выявление больных с повышенным риском смерти с целью проведения у них прицельных лечебных и профилактических мероприятий может иметь существенное значение для повышения выживаемости при этой патологии. 

 

Анатомически объединенные системой кровоснабжения, фиброзно-мышечным аппаратом, перегородкой, перикардом и внутригрудным давлением, камеры сердца тесно механически и функционально взаимодействуют, что позволяет рассматривать сердце как механическое единое целое, или синтициум [3,4]. Предсказательная значимость параметров систолической и диастолической функций левого желудочка (ЛЖ) у больных с ХСН хорошо известна, однако возможность использования параметров функционального состояния и взаимосвязи других камер сердца для прогнозирования клинических исходов при этом синдроме окончательно не установлена [5,6].

 

Целью настоящего исследования явилась оценка прогностической значимости функциональных параметров правого желудочка (ПЖ), левого (ЛП) и правого предсердий (ПП) в однородной группе больных с тяжелой хронической левожелудочковой недостаточностью без клинических признаков недостаточности ПЖ.

 

Материал и методы

 

У 92 больных (средний возраст 69,2±0,7 лет, мужчин 54) дилатационной кардиомиопатией (ДКМП) ишемического (n=68) или неишемического генеза (n=24), с ХСН III-IV функционального класса по классификации NYHA, проспективно изучена прогностическая значимость эхокардиографических параметров камер сердца. Критериями включения больных в исследование являлись выраженная дилатация ЛЖ с конечным диастолическим размером (КДР) от 70 до 80 мм, фракция выброса (ФВ) ЛЖ в пределах 20-30%, синусовый ритм, рестриктивный трансмитральный диастолический кровоток [время замедления (ВЗ) < 130 мсек, индекс Е/А>2]. 

 

Эхокардиографические исследования проводились на аппарате “Hewlet-Packard Sonos 100”. Конечные диастолические (КДОЛЖ и КДОПЖ) и конечные систолические объемы ЛЖ и ПЖ (КСОЛЖ и КСОПЖ), ФВ ЛЖ и ПЖ (ФВЛЖ и ФВПЖ) определялись по модифицированному методу Simpson [7,8]. Методом допплер-эхокардиографии из апикальной четырехкамерной позиции с пробным объемом, установленным на уровне кончиков митральных створок в диастолу, в течение 3-5 последовательных циклов измерялись максимальная скорость раннего (ЕЛЖ) и позднего трансмитрального диастолического наполнения (АЛЖ), их соотношение (Е/АЛЖ), ВЗЛЖ раннего кровотока, время изоволюмического расслабления (ВИРЛЖ) [9]. В парастернальной позиции по короткой оси с пробным объемом, установленным на уровне трикуспидального кольца, вычислялись максимальная скорость раннего (ЕПЖ), позднего (АПЖ) транстрикуспидального кровотока, их соотношение (Е/АПЖ), время замедления раннего (ВЗПЖ) кровотока, время изоволюмического расслабления (ВИРПЖ), время изгнания (ВИПЖ), время изоволюмического сокращения (ВИСПЖ), диаметр трикуспидального кольца (ДТК) [10]. Индекс миокардиальной производительности ПЖ (ИМППЖ) рассчитывался по формуле (ВИС+ВИР)/ВИ [11].

 

Оценивались конечные систолические размеры ЛП (КСРЛП) и ПП (КСРПП), максимальные (VmaxЛП) и (VmaxПП) и минимальные объемы ЛП (VminЛП) и ПП (VminПП), объемы ЛП (VpЛП) и ПП (VpПП) в начале систолы предсердий, кинетическая энергия ЛП (КЭЛП) и ПП (КЭПП), активная фракция опорожнения ЛП (ФОактЛП) и ПП (ФОактПП), смещение левой (СЛАВП) и правой атриовентрикулярной плоскости (СПАВП) [12-16]. КЭ ЛП и ПП определялась по формуле КЭ=1/2 УО ЛП x1,06 x A2, где А – скорость трансмитрального и транстрикуспидального кровотоков в систолу предсердий, УО – ударный объем ЛП и ПП, рассчитанный по формуле УО=Vp-Vmin. ФОакт определялась по уравнению ФОакт=(Vp-Vmin)/Vp

 

Статистическая обработка материала выполнена с использованием программ Microsoft Excel 2000 и SPSS 10.0. Определялись среднее значение и ошибка средней. Нормальность распределения изучаемых величин исследовалась по критерию Колмогорова-Смирнова. При нормальном распределении изучаемой величины использовался метод Стьюдента для непарных выборок, в случае выраженного отклонения от нормального распределения применялся метод Манна-Уитни. Прогностическая значимость параметров изучена с помощью многофакторного регрессионного анализа. 

 

Результаты и обсуждение

 

В течение 29,3±1,8 месяцев наблюдения от сердечных причин умерло 24 (26,1%) больных. В связи с жесткими критериями включения больных в исследование, функциональные параметры ЛЖ в группах умерших и выживших достоверно не различались (КДОЛЖ 279,1±9,2 и 281,2±7,8 мл, ФВЛЖ 25,0±1,3 и 24,9±1,1%, Е/АЛЖ 2,31±0,14 и 2,35±0,16 соответственно). 

 

В группе выживших больных имели место достоверно менее выраженные нарушения функциональных параметров ПЖ (табл. 1).

 

Таблица 1

Исходные параметры систолической и диастолической функции ПЖ в группах больных с различным исходом

 

При одновариантном анализе все параметры оказались независимыми прогностическими показателями смертельных исходов, однако многовариантный анализ по Коксу показал, что только ФВПЖ, ИМППЖ, соотношение ДТК/СПАВП, Е/АПЖ и ВЗПЖ являлись независимыми предикторами выживаемости. При анализе по Каплану-Майеру выживаемость больных с ФВПЖ ‹33% составила 65%, а с ФВПЖ › 33% – 89% (p‹0,01). Сходная выживаемость (p‹0,01) наблюдалась у больных с ИМППЖ  ‹ 0,25 (84%), соотношением ДТК/СПАВП ‹ 2,6 (83%), Е/Апж ›1 (87%),  ВЗПЖ ПЖ ‹ 150 (83%) и для больных с ИМПпж ›0,25 (69%), ДТК/СПАВП ›2,6 (65%), E/AПЖ ‹1 (67%) и ВЗПЖ (71%). Аналогическая картина выявлялась при учете этиологии ДКМП (ишемическая или неишемическая).

 

В группе умерших больных по сравнению с выжившими имели место более выраженные нарушения функций также ЛП и ПП (табл. 2).

 

Таблица 2

Исходные эхокардиографические параметры ЛП и ПП  в группах больных с различным исходом

 

При одновариантном анализе по Коксу все параметры были достоверными прогностическими показателями выживаемости, однако при многовариантном анализе только расширение ЛП и ПП, КЭЛП, КЭПП, ФОактЛП, ФОактПП и СЛАВП явились независимыми предикторами смертности. Анализ выживаемости по Каплану-Майеру показал, что при КСРЛП › 70 мм и VmaxЛП › 110 мл коэффициент выживаемости составил 68%, а при КСРЛП ‹ 70 мм и VmaxЛП ‹ 110 мл – 87% (p‹0,01). Сходная выживаемость (p‹0,01) наблюдалась у больных с КЭЛП и КЭПП › 6,5 кдин/cм/сeк (85 и 83% соответственно), ФОактЛП › 12,5% (83 и 81% соответственно) и СЛАВП› 7,0 мм (82%) и у больных с КЭЛП и КЭПП ‹ 6,5 кдин/cм/сeк (62 и 63,5% соответственно), ФОактЛП и ФОактЛП ‹ 12,5% (63,5 и 64% соответственно). При этом этиология ХСН (ишемическая или неишемическая) не оказывала существенного влияния на результаты анализа. 

 

Полученные данные позволяют констатировать, что дисфункция ПЖ играет самостоятельную и существенную роль в определении смертельных исходов у больных с поражением ЛЖ и левожелудочковой недостаточностью. В ряде исследований показано, что при ХСН функция ПЖ больше связана с толерантностью к физической нагрузке, чем функция ЛЖ, а ФВПЖ имеет самостоятельное значение в прогнозировании выживаемости больных [10,11,17]. По данным Polak J. et al. [18], смертность больных с ФВПЖ ‹ 35% была в 2 раза выше, чем у больных с ФВПЖ › 35%. Показано также, что ФВПЖ является  более мощным предиктором выживаемости больных тяжелой ХСН, чем максимальное потребление кислорода [19]. Существенным фактором определения симптомов и прогноза ХСН может быть диастолическая функция ПЖ. У детей с диагнозом ДКМП выявлено наличие гипертрофического типа транстрикуспидального кровотока [20]. Показано также удлинение ВИР у 60% и снижение соотношения Е/А транстрикуспидального кровотока почти у 55% больных ХСН [10,11]. По мере прогрессирования ХСН развивается гипертрофия ПЖ, затем его дилатации с растяжением кольца правого атриовентрикулярного отверстия, относительная недостаточность трикуспидального клапана и дилатация ПП. Сократительная дисфункция миокарда ПЖ приводит к повышению давления в легочных капиллярах, в ПП и росту центрального венозного давления. Конечным результатом этого является уменьшение диастолического наполнения ЛЖ и снижение сердечного выброса [21]. Таким образом, дисфункция ПЖ играет существенную роль в механизмах прогрессирования ХСН, поэтому определение функционального состояния ПЖ является важным фактором оценки тяжести клинического течения и прогноза больных ХСН. 

 

Предсердия можно рассматривать как нагнетающий насос, перекачивающий кровь из венозной системы в желудочки при относительно небольшом градиенте между средним систолическим давлением в предсердиях и диастолическим давлением в желудочках и, подобно желудочкам, подчиняющийся закону Франка-Старлинга [4,15,22]. Предсердия имеют не только резервуарную функцию для хранения крови в течение систолы желудочков и канальную функцию для проведения крови из вен в сторону желудочков в период его диастолы, но и контрактильную и насосную бустерную функции [4,15]. На начальных стадиях ХСН вклад ЛП в производительность сердца повышается, что связано с увеличением его резервуарной и насосной функций (по механизму Франка-Старлинга), однако с прогрессированием дисфункции ЛЖ этот вклад постепенно уменьшается и на поздних стадиях ХСН становится неэффективным [22]. При этом значительно повышенное давление наполнения в ЛЖ приводит к тому, что до начала систолы предсердий достигается  максимальный размер ЛЖ со снижением вклада ЛП в наполнение ЛЖ и повышением соотношения Е/А [23]. У больных с ХСН сниженный вклад ЛП ассоциируется с увеличением размеров и давления в ЛП. Уменьшение вклада ЛП в производительность ЛЖ может быть следствием повышенной нагрузки на миокард ЛП в результате повышения диастолического стресса, способного привести к развитию внутренней дисфункции ЛП [24]. При ХСН имеет место нарушенное атриовентрикулярное сцепление (coupling) со значительной потерей энергии, что может обусловить дезадаптацию ЛП, потерю его компенсаторной функции и развитие недостаточности ЛП [25-28], которая может ухудшить гемодинамику и быть фактором, способствующим развитию ХСН [29].

 

Сниженная систолическая функция ЛП и его податливость особо значимы у больных с ДКМП [30]. Показано наличие более тяжелого функционального класса ХСН и более выраженного давления наполнения ЛЖ у больных ДКМП с рестриктивным и псевдонормальным характером трансмитрального кровотока [31]. Считается, что при ДКМП миопатия ЛП может предшествовать миопатии ЛЖ и являться фактором, вызывающим сердечную недостаточность [32].

 

Функциональные параметры каждого из отделов сердца зависят не только от его структуры и функции, но также от взаимодействия между анатомическими элементами сердца. Более выраженная дисфункция ПЖ, ЛП и ПП ассоциируется с высоким уровнем летальности больных хронической левожелудочковой недостаточностью, даже при отсутствии клинических признаков недостаточности ПЖ,  независимо от этиологии левожелудочковой дисфункции, а функциональные показатели этих отделов сердца наряду с другими предсказательными параметрами могут быть использованы для стратификации больных по риску неблагоприятных исходов с целью назначения более подходящей и более агрессивной терапии. В связи с существенным значением ПЖ, ЛП и ПП в механизмах компенсации и прогрессирования ХСН исследование их функции важно для оценки прогноза и определения терапевтической тактики, а внедрение оценки размеров и функциональных параметров камер сердца в каждодневную практику эхокардиографического обследования может обеспечить важной клинической информацией.

 

Литература

 

  1. Ho K.K.L., Pinsky J.L., Kannel W.B., Levy D. JACC, 1993; 22 (suppl. A): 6A-13A.
  2. Massie B.M., Shan N.B. Am. Heart. J., 1997;133:703-712.
  3. Li K.S., Santamore W.P. Cardiovasc. Res., 1993; 27(5):792-800.
  4. Dernellis J., Stefanadis C., Toutouzas P. Eur. Heart J., 2002;2 (suppl. K):(K48-57).
  5. Rihal C.S., Nishimura R.A., Hatle L.K. et al. Circulation, 1994; 90:2772-2779. 
  6. Lapu-Bula R., Robert A., De Kock M. et al. Am. J. Cardiol., 1998;82:779-785.
  7. Schiller N.B., Shen P.M., Crawford M. et al. J. Am. Soc. Echocardiogr.,1989;2:358-367.
  8. Kaul S., Tei Ch., Hopkins J.M., Shan P.M. Am. Heart J., 1084;107:526-531.
  9. Appleton C.P., Hatle L.K., Popp R.L. JAAC, 1988;12:426-440.
  10. Yu C.M., Sanderson J.E., Chan S. et al. Circulation, 1996 ;8:1509-1514.
  11. Ikeda R., Yuda S., Kobayashi N. et al. JACC, 1998;32(4):948-954.
  12. Toutouzas K., Trikas A., Pitsavos C. et al. Am. J. Cardiol., 1996;78:1314-1317.
  13. Triposkiadis F., Tentolouris S., Androulakis A. et al. J. Am. Soc. Echocardiogr., 1995;8:801-809.
  14. Triposkiadis F., Pitsavos C., Boudoulas H. et al. J. Heart Valve Dis., 1993;2:104-103.   
  15. Stefanadis C., Dernellis J., Lambrou S., Toutouzas P. Am. J. Cardiol., 1998; 82: 1220-1223.
  16. Willenheimer R., Cline C., Erhardt L., Israelson B. Heart, 1997;78:230-236.
  17. Остроумов Е.Н., Кормер А.Е., Ермоленко А.Е. и др. Кардиология, 1996;4:57-61.
  18. Polak J.F., Holman B.L., Wynne J. et al. JACC, 1983; 2:217. 
  19. Di Salvo T.G., Mathier M., Semigran M.J., Dec G.W. JACC, 1995;25:1143-1153.
  20. Riggs T.W. Pediatr. Cardiol., 1993;14:1-4.
  21. Жаринов О.И., Салам Сааид, Коморовский Р.Р. Кардиология, 2000;11:45-59.
  22. Сергакова Л.М., Беленков Ю.Н. Кардиология, 1979 ;2:119-124.
  23. Kono T., Sabbah H.N., Rosmar H. et al. Circulation, 1992;86:1317-1322.
  24. Vanoverscheide J.J., Raphael D.O., Robert A.R., Cosyns J.R. JACC, 1990;15:1286-1295.
  25. Ito T., Suwa M., Otake A. et al. J. Am. Soc. Ecocardiography, 1997;10:518-525.
  26. Prioli A., Marino T., Lanzoni L., Zardini P. Am. J. Cardiol., 1998;82:757-761.
  27. Hoit B.D., Shao Y., Gabel M., Walsh R.A. Cardiovasc. Res., 1995;29:469-474.
  28. Stefanadis C., Dernellis J., Stratos C. et al. JACC, 1998;31:426-436.
  29. Dernellis J., Stefanadis C., Zacharoulis A., Toutouzas P. Am. J. Cardiol., 1998;81:1138-1143.
  30. Dernellis J., Vyssoulis G., Zacharoulis A., Toutouzas P. Clin. Cardiol., 1998;21:28-32. 
  31. Xie G.Y., Berh M.R., Fiedler A.J. et al. Int. J. Card. Imaging, 1998;14:47-53.
  32. Pitsavos C., Aggeler C., Stefanadis C., Toutouzas P. Eur. Heart. J.,  2002;2(suppl. K):(K26-33).

Автор. Л.Р. Тумасян Отделение недостаточности сердца НИИ кардиологии 0044, Ереван, ул. П.Севака, 5 УДК 616.125.2:616.12.123
Источник. Медицинская наука Армении 1.2008
Информация. med-practic.com
Авторские права на статью (при отметке другого источника - электронной версии) принадлежат сайту www.med-practic.com
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Читайте также

Повышенный уровень триглицеридов связан с повышенной смертностью у пациентов с установленной ИБС

Когортное исследование включило 15355 пациентов из BIP (Bezafibrate Infarction Prevention) исследования. Данные о смертности за 22 года были получены из национального реестра. Пациенты были разделены...

Какова безопасность и эффективная продолжительность двойной антитромбоцитарной терапии у пациентов с сахарным диабетом?

Методы. Исследователи сообщили о подмножестве DAPT исследования. В данном исследование пациентов, перенесших коронарное стентирование, без ишемических или геморрагических событий через 12 месяцев...

Польза и вред пероральных антикоагулянтов у пациентов с мерцательной аритмией и внутричерепным кровоизлиянием

Каковы риски и преимущества использования варфарина по сравнению антиагрегантами и отсутствием какой-либо антитромботической терапии у пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП) и внутричерепным...

Генетическая оценка риска повторного ОКС

Две генетические шкалы оценки риска (GRS47 47 и GRS153) были созданы на основе CARDIoGRAMplusC4D результатов. Поправка проводилась по возрасту, полу, наличию артериальной гипертензии, дислипидемии...

Ингибиторы протонной помпы снижали частоту осложнений со стороны ЖКТ при использовании разных доз аспирина

Методы. Рost hoc анализ COGENT (клопидогрель и оптимизация осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта) исследования. COGENT было исследованием фазы III, глобальным, проспективным, рандомизированным...

Радиочастотная катетерная абляция по сравнению с лекарственной терапией в профилактике фибрилляции предсердий

Методы. Двенадцать клинических испытаний, в которых пациенты с пароксизмальной или постоянной формой фибрилляции предсердий (ФП) были рандомизированы на радиочастотную абляцию (РЧА) или антиаритмическую...

Химическая почечная денервация может быть альтернативным лечением резистентной артериальной гипертензии

В одноцентровом проспективном первом исследование на человеке ученые оценили 18 пациентов в возрасте от 18 до 75 лет с резистентной артериальной гипертензией, использовавших, по крайней мере...

Физическая активность, ЧСС в покое и фибрилляция предсердий

Какова связь между физической активностью, частотой сердечных сокращений в покое и фибрилляцией предсердий (ФП)...

Немедленное инвазивное вмешательство у пациентов с инфарктом миокарда без подъема сегмента ST по сравнению с отложенной тактикой

Целью исследования было определение эффективности немедленного и отсроченного инвазивного вмешательства у пациентов с инфарктом миокарда без подъема сегмента ST (NSTEMI)...

Маркер внезапной сердечной смерти: S-зубец в I отведении у пациентов с синдром Бругада

Есть ли другие электрокардиографические маркеры внезапной сердечной смерти (ВСС) у больных с синдромом Бругада, помимо классического паттерна ЭКГ...

Management of non varicose superficial vein thrombosis: single-centre experience

Background: Very little information is available about the occurrence of non varicose superficial vein thrombosis (NV-SVT) in the general population and its appropriate management...

Endovenous laser ablation in the treatment of patients with superficial vein thrombosis of lower limbs

Background: The study was performed to evaluate the clinical efficacy and feasibility of endovenous laser ablation (EVLA) of saphenous veins in patients with superficial vein thrombosis (SVT) of lower limbs...

Методы лечения
Эффективность реваскуляризации нижних конечностей у пациентов пожилого и старческого возраста через бассейн глубокой бедренной артерии

Сердечно-сосудистые заболевания продолжают оставаться основной причиной смертности людей пожилого и старческого возраста. Значительную часть этих заболеваний составляют атеросклеротические...

Опыт ведения гериатрических больных с односторонним атеросклеротическим поражением подвздошных артерий

Увеличивающееся количество людей пожилого и старческого возраста в современном обществе ставит приоритетной задачей проблемы здоровья гериатрического населения. Особо актуально...

Солкосерил в фармакотерапии патологии сосудов: более 25 лет спустя
Солкосерил в фармакотерапии патологии сосудов: более 25 лет спустя

Поиск, разработка с использованием современных фармацевтических технологий и внедрение в клиническую практику лекарственных средств (ЛС)...

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ