Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

Онкология

Сывороточная продукция VEGF как маркер ангиогенеза при злокачественных новообразованиях мочевого пузыря

Ключевые слова: рак мочевого пузыря, ангиогенез, VEGF

Ангиогенез является необходимым условием опухолевого прогрессирования при злокачественных новообразованиях мочеполовой системы. Его особенности и регуляция, в частности при злокачественных новообразованиях мочевого пузыря, в настоящее время активно изучаются [2,3,10]. Процесс злокачественной трансформации сопровождается не только самопроизвольным делением клеток, утратой их способности к апоптозу, инвазией, метастазированием, но и секрецией гуморальных стимуляторов ангиогенеза, обеспечивающих адекватную оксигенацию нарастающей опухолевой массы, где ключевым моментом является продукция митогенных факторов опухолевой клеткой [4,6]. Ингибиторы ангиогенеза, в свою очередь, снижают активность ростовых митогенных факторов, и тем самым нарушают передачу ангиогенного сигнала. Следовательно, процесс неоангиогенеза играет важную роль в развитии рака мочевого пузыря, а молекулярные факторы, способствующие его развитию, могут использоваться при оценке прогноза заболевания, а также в качестве основных целей приложения таргетной терапии [5,7–9,14].

 

В последние годы, наряду с известными факторами риска развития рака мочевого пузыря, все большее значение приобретают генетические факторы риска, для которых выявлены ассоциации с клинико-морфологическими признаками заболевания и его исходом [1,11].

 

Одним из таких маркеров является сосудистый эндотелиальный фактор роста – VEGF (vascular endothelial growth factor). VEGF усиливает проницаемость сосудов и создает условия для проникновения белков плазмы крови в тканевое экстраклеточное пространство, способствуя миграции эндотелиальных клеток и активному протеолизу экстраклеточного матрикса, а также участвует в регуляции клеточной адгезии и модуляции иммунных свойств. С участием VEGF происходит лизис эндотелиального матрикса, что повышает способность опухолевых клеток к инвазии и метастазированию. В настоящее время выявлены ассоциации между полиморфизмом гена VEGF и риском развития рака мочевого пузыря, что, вероятно, имеет значение при прогрессировании заболевания, кроме того, имеются данные [12], чтоVEGF может являться независимым фактором рецидивирования. В отдельных исследованиях показано, что при раке мочевого пузыря увеличивается как экспрессия VEGF опухолевыми клетками, так и содержание его в сыворотке крови. По данным [13,15], подъем уровня VEGF в крови рассматривается в качестве нового показателя рецидивов и прогрессирования роста при поверхностном раке мочевого пузыря. Активация этого фактора во многом определяет агрессивность течения рака мочевого пузыря.

 

Учитывая вышеизложенное, целью исследования являлось изучение роли VEGF как возможного лабораторного маркера степени распространенности опухолевого процесса и прогрессирования заболевания на ранних сроках лечения.

 

Материал и методы. Оценка концентрации VEGF в крови больных проведена у 58 пациентов в возрасте от 46 до 77 лет (средний возраст – 59.2±.6.9). Определение уровня VEGF в сыворотке крови осуществляли методом иммуноферментного анализа (твердофазного ИФА) с использованием набора производства Diaclone (France), на различных сроках лечения – при поступлении, через 5-7 дней после операции и далее через 3 месяца после окончания лечения (без рецидивов или продолженного роста). Больные были разделены на группы, в зависимости как от степени злокачественности опухоли, так и от степени инвазивности опухолевого процесса. В первую группу входили пациенты со степенью злокачественности опухоли G1 и G2, вторая группа состояла из больных G3 (карцинома in situ). Для сравнения уровень VEGF определялся у 14 клинически здоровых лиц (контрольная группа).

 

Результаты исследования. В таблице представлены результаты исследования VEGF в периферической крови больных раком мочевого пузыря с различной степенью злокачественности.


 Таблица. Сывороточный уровень VEGF при опухолях мочевого пузыря с различной степенью злокачественности

 

* разница статистически достоверна (р <0.05)

 

Согласно полученным данным, при I иссследовании концентрация VEGF у больных с высокой степенью злокачественности (G3) составляла 285,91±27,2 пкг/мл, незначительно понижаясь ко второму и третьему исследованию, составляя соответственно 268,79±28,5 и 217,2±22,7 пкг/мл. У большинства обследованных с низкой степенью злокачественности опухоли (G1 и G2) после операции ( на 5-7-е сутки) наблюдалось статистически значимое понижение исходно повышенных (247,5±12,3 пкг/мл) сывороточных концентраций VEGF, почти вдвое снижающееся к концу исследования – 107,5±14,3 пкг/мл.

 

На следующем этапе исследования нами определялся уровень VEGF в зависимости от степени инвазивности опухолевого процесса. Показатели сывороточного уровня VEGF у 14 больных с поверхностным (I стадия) и у 16 больных с инвазивным (II-IV стадия заболевания) раком мочевого пузыря представлены на рисунке. Концентрация при инвазивном раке мочевого пузыря (группа А) при первом исследовании недостоверно превышала показатели у больных с поверхностным процессом (группа Б), составляя соответственно 323.2±29.7 и 302.2±23.5 пкг/мл. Однако уже ко II и III исследованию сывороточный уровень этого маркера при поверхностном процессе (группа Б) снижался почти вдвое (102.5±10.7 пг/мл), тогда как концентрация его у больных с инвазивным раком мочевого пузыря оставалась практически на том же уровне – 337.4±32.5 (рисунок).

Рисунок. Сывороточный уровень VEGF в зависимости от степени распространенности опухолевого процесса

 

Заключение. Полученные нами данные демонстрируют определенную зависимость между повышенным сывороточным уровнем VEGF и степенью злокачественности опухоли, а также распространенностью процесса. Так, концентрация VEGF у больных с высокой степенью злокачественности (G3) составляла 285,91±27,2 пкг/мл, незначительно понижаясь к концу исследования (217,2±22,7 пкг/мл), тогда как при низкой степени злокачественности опухоли у пациентов отмечалось статистически достоверное снижение содержания его к конечному сроку наблюдения (соответственно 247,5±12,3 и 107,5±14,3 пкг/мл).

 

Изучение сывороточного уровня VEGF выявило также зависимость от степени инвазивности опухолевого процесса – концентрация его у больных с поверхностным процессом (группа Б) к концу исследования снижалась почти вдвое (от 302.2±23.5 до 102.5±10.7 пг/мл), тогда как у больных с инвазивным раком мочевого пузыря уровень его практически не претерпевал изменений, оставаясь почти на том же уровне на протяжении всего периода наблюдения (соответственно 323.2±29.7 и 337.4±32.5 пкг/мл).

 

 Полученные данные свидетельствуют, что активация VEGF, как одного из ключевых факторов ангиогенеза, по всей вероятности, во многом определяет агрессивность течения при данной патологии. Возможно, продуцируемый локально VEGF выбрасывается в системную циркуляцию, вследствие чего уровень его коррелирует с клиническими симптомами и может быть использован для мониторинга процесса неоангиогенеза, имеющего ключевое значение при развитии злокачественных новообразований рака мочевого пузыря. Мы полагаем, что этот показатель может быть полезен также в качестве дополнительного аргумента для выделения больных с повышенным риском и обоснования тактики лечения, являясь дополнительным критерием оценки злокачественности и степени инвазивности опухолевого процесса для прогноза и выбора оптимальной терапии у больных раком мочевого пузыря.

 

Вышеизложенное приобретает особую значимость, если учесть, что когда при поверхностных опухолях мочевого пузыря пре-обладает органосохраняющий подход, в отношении инвазивного рака применяется более агрессивная хирургическая тактика. Представленные данные могут быть полезны также в качестве дополнительного критерия для выделения больных с повышенным метастатическим потенциалом. Итак, полученные данные могут быть использованы в аспекте прогностического значения VEGF для лабораторного мониторинга при злокачественных новообразованиях мочевого пузыря, однако они, несомненно, нуждаются в дополнительном исследовании на более значительном контингенте больных.

 

Литература

 

  1. Делекторская В.В., Перевощиков А.Г., Кушлинский Н.Е. Молекулярно-биологические маркеры прогноза в первичных и метастатических опухолях. Клин. лабор. диагностика, 2004, 9, с. 5-8.
  2. Киселев Ф.Л. Новые подходы в молекулярной диагностике рака. IV Съезд онкологов и радиологов СНГ, Баку, 2006, с.44.
  3. Спирина Л.В., Кондакова И.В., Усынин Е.А., Винтизенко С.И. Регуляция ангиогенеза при злокачественных новообразованиях почки и мочевого пузыря. Сибирск.онкол. журн., 2008, 4, с. 65-70.
  4. Фильченков А.А. Терапевтический потенциал ингибиторов ангиогенеза. Онкология, 2007, т. 9, с. 321–328.
  5. Шишкин А.А., Дружинин К.В., Карселадзе А.И., Карамышева А.Ф. Экспрессия лимфоангиогенного ростового фактора и его рецепторов в опухолях мочевого пузыря человека. В кн.: Актуальные вопросы лечения онкоурологических заболеваний. Материалы 4-й Всерос. научн. конф., 2001, М., с. 47-48.
  6. Auguste P., Lemire S., Larrieu-Lahargue F. et al. Molecular mechanism of tumor vascularization Crit. Rev. Oncol. Hematol., 2005, Vol. 54, 1, p. 53–61.
  7. Cao Y. Tumor angiogenesis and therapy. Biomed. Pharmacother., 2005, Vol. 59, p. 340–343.
  8. Charleswirth P.J.S., Harris A.L. Mechanism of disease: angiogenesis in urologic malignancies Nature Clin. Pract., 2006, Vol. 3, p. 157–169.
  9. Einchorn M.E., Kleespies A., Angele M.K. et al. Angiogenesisin cancer: molecular mechanism, clinical impact Langenbecks Arch. Surg. 2007. Vol. 392, № 2. P. 371–379.
  10. Folkman J. Role of angiogenesis in tumor growth and metastasis Semin. Oncol., 2002, Vol. 29, p. 15–18.
  11. Goddard J.C., Sutton C.D., Furness P.N. et al. Microvessel density at presentation predicts subsequent muscle invasion in superficial bladder cancer. Clin. Cancer Res., 2003, Vol. 9, p. 2583–2586.
  12. Inoue K., Slaton J.W., Karashima T. et al. The prognostic value of angiogenesis factor expression for predicting recurrence and metastasis of bladder cancer after neoadjuvant chemotherapy and radical cystectomy. Clin. Cancer. Res., 2000. Vol. 6, p. 4866–4873.
  13. Kim H. L., Seligson D., Liu X et al. Using tumor markers to predict the survival of patients with metastatic renal cell carcinoma. J. Urol., 2005, Vol. 173, p.1496-1501.
  14. Marme D. Tumor angiogenesis: new approaches to cancer therapy. Onkologie, 2001, vol.24, p.1-5.
  15. Xia G. Expression and significance of vascular endothelial growth factor receptor 2 in bladder cancer. J. Urol., 2006, Vol. 175, 4, p. 1195-1196.

Автор. А.М. Галстян, В.Г. Шахсуварян, В.М. Аракелян, З.Р. Тер-Погосян, Национальный центр онкологии МЗ РА
Источник. Научно-Практический Медицинский Журнал “Медицинский вестник Эребуни”, 4. 2009(40),24-27
Информация. med-practic.com
Авторские права на статью (при отметке другого источника - электронной версии) принадлежат сайту www.med-practic.com
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Читайте также

Наш опыт цистопростатэктомии с илеоцистопластикой по Штудеру при раке мочевого пузыря

Ключевые слова: рак мочевого пузыря, радикальная цистэктомия, лимфодиссекция

Рак мочевого пузыря (РМП) составляет 4% в обшей структуре онкологических заболеваний, а по частоте встречаемости занимает 5-е место у мужчин и 11-е место у женщин...

Урология Медицинский Вестник Эребуни 3.2012 (51)
HER-2/neu статус и его взаимосвязь с клинико-морфологическими показателями при раке молочной железы

Ключевые слова: РМЖ, HER-2/neu, клинико-морфологические факторы

Введение

Рак молочной железы (РМЖ) занимает ведущее место в структуре онкологической заболеваемости женского населения. Несмотря на достаточно высокий уровень ранней диагностики...

Медицинский Вестник Эребуни 2.2012 (50)
Биопсия сторожевого лимфоузла при раке молочной железы (обзор литературы)

В последние годы благодаря более раннему выявлению рака молочной железы (РМЖ)  значительно увеличилось количество больных с не пораженными метастазами лимфоузлами, у которых подмышечная лимфодиссекция (ПЛД) считается избыточной процедурой...

Методы диагностики Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 2.2012
HER-2-NEU статус при раке молочной железы (обзор литературы)

Факторы роста играют важную роль в делении клеток и развитии молочной железы, лактации и инволюционных процессах. Злокачественные опухоли, возникшие из клеток молочной железы, сохраняют способность экспрессировать рецепторы многих гормонов и факторов роста...

Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 2.2012
Методы исследования онкобелка HER-2-neu (обзор литературы)

Основные представления о рецепторе HER-2/neu. Активация и гиперэкспрессия клеточных онкогенов, как известно, играет важ-ную роль в развитии злокачественных опухолей различной этиологии [1]...

Методы диагностики Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 2.2012
Особенности течения фолликулярного рака щитовидной железы

Ключевые слова: заболеваемость раком щитовидной железы

На заболеваемость фолликулярным раком щитовидной железы (РЩЖ) (фолликулярная аденокарцинома) приходится около 12–15% (5–40%, по данным различных авторов) от всех случаев РЩЖ...

Эндокринология Патологическая анатомия Медицинский Вестник Эребуни 1.2012 (49)
Тиреоидный статус больных раком щитовидной железы

Ключевые слова: заболеваемость раком щитовидной железы
В крови большая часть тиреоидных гормонов находится в связанном с белками-переносчиками состоянии и является биологически-неактивной...

Эндокринология Медицинский Вестник Эребуни 1.2012 (49)
Венозные тромбоэмболические осложнения в онкологической практике (обзор литературы)

Связь между злокачественным процессом и венозным тромбозом впервые была представлена известным парижским врачом Armand Trousseau в 1865 г. в его знаменитой лекции о сочетании phlegmasia alba dolens и опухолевой кахексии [66]...

Кардиология, ангиология Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 1.2012
Особенности течения редких форм рака щитовидной железы

Известный онколог С. А. Холдин писал: “Едва ли найдется еще какойнибудь орган, который при сравнительной несложности и однообразности структуры давал бы такое богатство форм и типов новообразовательного роста, как щитовидная железа” [1]...

Эндокринология Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 1.2012
Сравнительная характеристика рака щитовидной железы

Как указывает Шариманян С.С. в своей работе [5], изучением заболеваний щитовидной железы в республике до 1945 года никто не занимался, так как считалось, что их в Армении нет. Об этом свидетельствуют данные профессора Кеек А.С...

Эндокринология Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 1.2012
Алимта при лечении немелкоклеточного рака легкого

Рак легкого занимает 1ое место по частоте заболеваемости и смертности среди мужского населения Армении...

Дыхательная система Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 1.2012
Анализ динамики основных функциональных показателей при паллиативной химиотерапии

Последние научные исследования документируют роль химиотерапии в обеспечении контроля над симптомами, предотвращении осложнений, продлении жизни и улучшении качества жизни...

Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 3.2011
Случай диагностики новообразования сердца у 28-летней пациентки

Диагностика опухолей сердца довольно упростилась c появлением таких методов диагностики, как экокaрдиография, хотя до недавнего времени еще в 1968г. Надас и соавт.[1] отмечали, что опухоли сердца, как диагноз выявляются...

Кардиология, ангиология Клинические случаи Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 3.2011
Результативность паллиативной химиотерапии у больных пожилого возраста

Лечение больных с запущенными формами рака является одной из сложнейших задач онкологии. В большинстве случаев больные с метастатическим раком считаются неизлечимыми...

Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 3.2011
Методы исследования онкобелка HER-2/neu

Основные представления о рецепторе HER-2/neu

Активация и гиперэкспрессия клеточных онкогенов, как известно, играет важную роль в развитии злокачественных опухолей различной этиологии [1]. Одним из важнейших продуктов экспрессии онкогенов является рецептор известный...

Научно-медицинский журнал НИЗ 3.2011

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ