Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

Эндокринология

Апоптоз и субклеточное ремоделирование у больных сахарным диабетом

Ключевые слова: апоптоз, сахарный диабет, инсулиноподобный фактор роста.

Апоптоз, или программированная смерть клеток, описан при многих патологических состояниях, ведущих к миокардиальным дисфункциям, таким как различные формы кардиомиопатии, синдром отторжения после трансплантации сердца, а также состояние затяжной или острой ишемии типа гибернации миокарда [1].   До настоящего времени все еще спорным является вопрос о том, достаточно ли наличие гипоксии для индукции апоптоза или необходимы комбинации с другими повреждающими клетку метаболическими факторами типа ацидоза или аккумуляции клеточных или внеклеточных метаболических сигналов.

 

Недавно Webster et al. (2001) продемонстрировали, что в модели ацидоза, реоксигенации или реперфузии должны быть сильные стимулы для индукции апоптоза, а не только гипоксия [2]. Имеются также сомнения относительно точного определения начальных стимулов: гипоксия, ацидоз, реоксигенация или реперфузия, окислительный стресс, отсутствие инсулиноподобного фактора роста (IGF-1), химического вещества, соединительнотканый фактор роста (CTGF) и сигнальных путей (bcl-2 и p-53), ведущих к индуцированному апоптозу кардиомиоцитов. Применялось много различных медиаторов, вовлеченных в процесс апоптотической клеточной гибели. Они включают цитокины TNFα, церамид и высокие концентрации метаболического вещества глюкозы [3].

 

Изучение апоптоза строится на применении преимущественно молекулярно-биологических методов, направленных на выявление продуктов ДНК и РНК–важнейших регуляторов апоптоза, а также экспрессии продуктов генов этих регуляторов.

 

Значительная часть работ, посвященных анализу механизма гибели кардиомиоцитов и регуляции апоптоза, выполнена на экспериментальном материале.

 

Большинство работ демонстрируют изменение соотношения ингибиторов (белки семейства bcl, в частности, bcl-2) и активаторов (bax, p-53, fas) апоптоза при преимущественно гипоксическом повреждении миокарда.

 

В то же время на разном материале и в различных лабораториях получают различные, подчас взаимоисключающие данные. Так, в частности, у собак на экспериментальной модели корреляция экспрессии bcl-2 с интенсивностью апоптоза кардиомиоцитов имела вид обратной зависимости. Выявить экспрессию p-53 на этом материале не удалось (Kolcton I.T., 2001). У собак при реперфузионном повреждении миокарда показаны реципрокные взаимоотношения экспрессии bcl-2 и p-53, при этом экспрессия p-53 выявлялась и в контроле (Zhao Z.Q., 2001). Роль экспрессии p-53 в гипоксической гибели кардиомиоцитов путем апоптоза остается неясной; имеются сторонники как существования этой зависимости, так и ее отсутствия. Кроме того, часть авторов выявляет p-53 в миокарде, другие – нет, в основном в экспериментальных моделях [4].

 

Работ, выполненных на материале миокарда человека, немного. Биопсии по диабетической кардиомиопатии, по нашему мнению, почти нет.


На аутопсийном материале (Pino F., 2000) во всех исследованных образцах миокарда не удалось выявить экспрессию ни bcl-2, ни np-53.


В то же время I.M. Missao (1996) при исследовании миокарда умерших от инфаркта разных сроков давности не выявил экспрессии bcl-2 в контроле и при старом инфаркте, однако обнаружил отчетливую экспрессию данного маркера у 60% больных, погибших от острого инфаркта в периинфарктной зоне.

 

Материал и методы. Исследования иммуногистохимического характера проводились при помощи ряда методов, позволяющих выявить экспрессию продуктов в генах bcl-2 и p-53.

 

Исследования проводили на срезах кусочков миокарда (ушко правого предсердия), фиксированных в 70% этаноле и залитых в парафин по обычной методике. Срезы монтировали на предметные стекла, предварительно обработанные адгезивом (Histagrip, Sigma Co). Срезы депарафинировали в ксилоле и доводили до воды в спиртах нисходящих концентраций. Демаскирование антигенов проводили путем обработки срезов в микроволновой печи двукратно в течение 12 мин (2x6 мин). Эндогенную пероксидазу блокировали инкубацией в 3% растворе перекиси водорода (Н2О2) в течение 5 мин, после чего срезы ополаскивали в PBS. Для исключения неспецифического связывания антител срезы инкубировали около 10 минут в блокирующей сыворотке (NHS). Избыток сыворотки удаляли, и на предметные стекла наносили первичные антитела. Инкубацию проводили во влажной камере в течение 30 мин. Затем срезы инкубировали с биотинированными полиспецифическими вторичными антителами 10 мин и с комплексом стрептавидин-пероксидаза в течение 5 мин. Между этапами инкубации срезы ополаскивали в PBS. Использовали первичные и вторичные антитела Novocastra Laboratories Ltd: (bcl-2-клон bcl-2/100/D5, p53-клон DO-7, вторичные антитела и комплекс стрептавидин-пероксидаза – из Novostain Universal Quick Kit). В качестве хромогена использовали диаминобензидин. Ядра докрашивали гематоксилином, срезы обезвоживали, просветляли и заключали в полистирол. Реакцию оценивали по появлению коричневого осадка. В контроле исключался этап инкубации с первыми антителами.

 

Данные, полученные нами, различались от представленных в литературе.

 

Особенностью нашего исследования является слабое выявление bcl-2, в пользу чего свидетельствует также окрашивание части ядер; белок bcl-2 локализовался на внутренней митохондриальной мембране и в ядре, хотя в некоторых экспериментальных исследованиях на крысах (Xie Z., 2001) продукт реакции в ядрах был выявлен. В цитоплазме кардиомиоцитов определялась слабая реакция экспрессии bcl-2 без существенной разницы у различных пациентов.

 

Реакция на p-53 в ядрах кардиомиоцитов была положительная.

 

Некоторое удивление вызывает тот факт, что у многих больных число окрашенных ядер превышает 50% от общего числа ядер. Впрочем, будем считать это особенностью настоящей серии исследования. С целью оценки соотношения внутриклеточных регуляторов апоптоза иммуногистохимически выявлялась экспрессия продуктов гена bcl-2 и p-53.

 

Результаты исследования. Целью нашей работы являлось изучение соотношения внутриклеточных регуляторов апоптоза, то есть экспрессии продуктов генов bcl-2, и p-53 иммуногистохимическим методом, сопоставляя с другими клиническими исследованиями у больных СД II типа.

 

Больные были разделены на 2 группы: I группа состояла из 24 человек (ИБС+СД II типа), II группа – 23 (ИБС+СД II типа+АГ).

 

Содержание апопротеического белка bcl-2 оценивалось по степеням: сильное, умеренное и слабое окрашивание, а апопротеический белок p-53 оценивался как положительный (+) – 0–24%, (++) – 25–49%, (+++) – 50%.

 

Определение белка bcl-2. У 8 человек из I группы обнаружено умеренное окрашивание (33,3±3,1), у 16 – слабое (66,7±3,1).

 

Во II группе у 11 больных обнаружено умеренное окрашивание (47,8±3,2), у 12 – слабое (52,2±3,2) (табл. 1).

 

Сравнение показателей обеих групп выявило, что у больных II группы превалирует умеренное окрашивание (47,8±3,2 против 33,3±3,1), а в I группе выявлено большое количество больных со слабым окрашиванием (66,7±3,1 против 52,2±3,2).

 

Таблица 1. Иммуногистохимическое исследование bcl-2, экспрессия bcl-2 (на 100)

Группа

Общее кол-во больных

Слабое окрашивание

P±m

Умеренное окрашивание

P±m

P

I

24

8

33,3±3,1

16

66,7±3,1

<0,001

II

23

11

47,8±3,2

12

52,2±3,2

<0,001

Всего

47

19

40,4±5,0

8

59,6±5,0

 

 

У трех человек из I группы обнаружено у 3 – (+), составляющее 12,5±2,6; у 5 – (++); у 16 – (+++)(66,7±3,1).

 

Во II группе обнаружена следующая закономерность: только у 1 больного (+) – (4,4±2,1); у 2 – (++) (8,7±2,4); у 20 (+++) (86,9±2,6) (табл. 2).

 

Таблица 2. Иммуногистохимическое исследование белка p-53, экспрессия p-53 (на 100)


Группа

Абс.

0–24%

24–49%

50%

P

абс.

P±m

абс.

P±m

абс.

P±m

I

24

3

12,5±2,6

5

20,8±2,8

16

66,7±3,1

<0,001

II

23

1

4,4±2,1

2

8,7±2,4

20

86,9±2,6

<0,001

Всего

47

4

8,5±2,0

7

14,9±2,3

30

76,6±2,5

<0,001

 

Полученные нами данные отличаются от таковых в литературе. Хотя обнаруженное нами окрашивание части ядер белка bcl-2, локализующегося на внутренней митохондриальной мембране, отмечено и в некоторых эксперимантальных исследованиях (на крысах) (Xie. 2001), продукт реакции в ядрах был выявлен. В цитоплазме кардиомиоцитов определялась слабая и умеренная реакция. В общем можно заключить, что имеет место очень слабая экспрессия bcl-2 в кардиомиоцитах, без существенных различий между обеими группами.

 

Реакция на p-53 отмечена в ядрах кардиомиоцитов, имеется небольшое фоновое окрашивание цитоплазмы, во всяком случае на рис. 1–4 хорошо видно, что интенсивность экспрессии в ядрах различна; имеются больные, у которых количество ядер с (+)-реакцией попадает в различные ранги.

 

Некоторое удивление вызывает тот факт, что у многих больных число окрашенных ядер превышает 50% от общего числа. Впрочем будем считать это отличительной особенностью настоящей серии исследований.

 

Обсуждение. Данные, полученные нами, сопоставлять с литературными довольно трудно, в пользу этого говорит также окрашивание части ядер белка bcl-2, который локализуется на внутренней митохондриальной мембране, хотя можно сказать, что это обнаружилось в некоторых экспериментальных исследованиях (на крысах, Xie, 2001). В цитоплазме кардиомиоцитов определялась слабая умеренная реакция. В общем можно полагать, что имеет место очень слабая экспрессия кардиомиоцитов без существенной разницы в II группе пациентов. Таким образом, можно сказать, что на данном материале получена закономерная зависимость между экспрессией bcl-2 и p-53, что при малом количестве p-53 положительных клеток можно было видеть большое количество bcl-2 и наоборот.

 

Таким образом, апоптоз в кардиомиоцитах у изученных пациентов происходит довольно интенсивно (высокая экспрессия p-53), при этом торможение гибели кардиомиоцитов осуществляется механизмами гипоэкспрессии bcl-2.

 

Концепция, согласно которой белки семейства bcl могут быть частью апоптотического сигнального каскада, выявляет антиапоптотическое воздействие [3]. Эти белки могут образовать гомо- и гетеродимеры, которые модулируют индукцию апоптоза.

 

Соотношение антиапоптотического белка bcl-2 и апоптотического белка p-53, по всей вероятности, является решающим в клеточной выживаемости [5]. Активность белка bcl-2 регулируется также на субклеточном уровне (цитозоль или митохондрии), что и обнаружено в наших исследованиях.

 

Подтвержденное в наших исследованиях уменьшение bcl-2, ведущее к повышению p-53 гомодимеров, приводит к транслокации p-53, к митохондриальной мембране и последующей митохондриальной дисфункции с потерей мембранного потенциала и высвобождением цитохрома-С в цитозоль. Цитохром-С в дальнейшем формирует комплекс с апоптоз-активирующим фактором, активирующим каспазу-9, который включает протеолитический каскад, ведущий к апоптотической клеточной гибели [1–5].

 

Рис.1. Положительная реакция на p–53 в немногочисленных ядрах кардиомиоцитов

 

Рис.2. Положительная реакция на p–53 в большей части ядер кардиомиоцитов (I группа)

 

Рис. 3. Положительная реакция на p–53 в большей части ядер кардиомиоцитов (II группа)

 

Рис. 4. В цитоплазме кардиомиоцитов слабая реакция на bcl-2

 

Литература


  1. Monkemann H., De Vriese A.S., Blom H.J., et al. Early molecular events in the development of the diabetic cardiomyopathy, Amino Acids, 2002; 23(1-3): 331-336.
  2. Schannwel C.M., Schneppenheim M., Perings S., et al. Left ventricular distolic dysfunction as an early manifestation of diabetic cardiomyopathy, Cardiology, 2002, 98 (1-2): 33-39.
  3. Codinach Huix P., Freixa Pamias R. Diabetic cardiomyopathy: concept, heart function, and pathogenesis [Spa], An. Med. Interna, 2002; 19(6): 313-320.
  4. Cai L., Li W., Wang G., Guo L., Jiang L., Kang Y. J. Hyperglycemia-inducted apoptosis in mouse myocardium: mitochondrial cytochrome C- mediated caspase-3 activation pathway, Diabetes, 2002, 51(6): 1938-1948.
  5. Rozanski G.J., Xu Z. Metabolic mechanism of remodeling of cardiac K + cannals Clin. Exp. Pharmacol. Physiol., 2002; 29(1-2): 132-137.

 

Автор. А.Г. Хандилян ЕрГМУ им. М.Гераци, кафедра внутренних болезней N1
Источник. Научно-Практический Медицинский Журнал “Медицинский вестник Эребуни”, 2.2004 (18), 95-99, УДК 616.12-009.54-008.64
Информация. med-practic.com
Авторские права на статью (при отметке другого источника - электронной версии) принадлежат сайту www.med-practic.com
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Читайте также

Комплексное лечение гнойно-некротических осложнений диабетической стопы

Ключевые слова: диабетическая стопа, ишемия, лечение депротеинизированный гемодериват крови телят. 

Цель работы — оценить возможность применения депротеинизированного гемодеривата крови телят (ДГКТ; «Солкосерил» производства «Легаси Фармасьютикалз Свитселенд ГмбХ»...

Методы лечения
Эффективная стратегия лечения синдрома диабетической стопы

Синдром диабетической стопы (СДС) является одним из наиболее серьезных и высокозатратных в терапии осложнений сахарного диабета (СД), которое развивается на фоне диабетической полинейропатии (ДПН)...

Методы лечения Фармакология
Корректор тканевого метаболизма солкосерил в лечении диабетических осложнений

Солкосерил, являясь препаратом, воздействующим на энергетический метаболизм тканей и нормализующим утилизацию глюкозы клетками, оказывает благоприятное воздействие при лечении макро- и микрососудистых осложнений сахарного диабета...

Фармакология
Научный отчет о клиническом испытании биологически активной добавки "Transfer Factor GluCoachÔ" ("Трансфер Фактор ГлюКоучтм") фирмы "4Life", США в ФГУ «Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии Росздрава»

Сахарный диабет является социально значимым заболеванием. Количество больных сахарным диабетом неуклонно растет и в настоящее время в Росси по данным различных исследований составляет около 10 миллионов человек. Около 90 процентов...

Особенности функционирования щитовидной железы при беременности

Ключевые слова: беременные, щитовидная железа, тиреоидные гормоны, хорионический гонадотропин, эстрогены, тироксинсвязывающий глобулин

В структуре заболеваемости щитовидной железы (ЩЖ) преобладают женщины, особенно репродуктивного периода [6]. Известно, что женщины в 1017 раз чаще...

Перинатология, акушерство и гинекология Медицинский Вестник Эребуни 4.2012 (52)
Ложный острый живот у больных сахарным диабетом

Актуальной проблемой клинической медицины была и остается проблема ложного острого живота (ЛОЖ).Патогенетические механизмы ЛОЖ довольно сложны, многообразны и индивидуальны в каждом конкретном случае [3,5]...

Хирургия Терапия Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 2.2012
Метаболический синдром – вызов современному здравоохранению

Ключевые слова: метаболический синдром, артериальная гипертония, сахарный диабет
В последние десятилетия научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на жизнь человека. Транспорт сделал его высокомобильным, современные информационные технологии...

Кардиология, ангиология Терапия Медицинский Вестник Эребуни 1.2012 (49)
Особенности течения фолликулярного рака щитовидной железы

Ключевые слова: заболеваемость раком щитовидной железы

На заболеваемость фолликулярным раком щитовидной железы (РЩЖ) (фолликулярная аденокарцинома) приходится около 12–15% (5–40%, по данным различных авторов) от всех случаев РЩЖ...

Онкология Патологическая анатомия Медицинский Вестник Эребуни 1.2012 (49)
Тиреоидный статус больных раком щитовидной железы

Ключевые слова: заболеваемость раком щитовидной железы
В крови большая часть тиреоидных гормонов находится в связанном с белками-переносчиками состоянии и является биологически-неактивной...

Онкология Медицинский Вестник Эребуни 1.2012 (49)
Взаимосвязь между поражениями щитовидной железы и печени (обзор литературы)

Ключевые слова: щитовидная железа, печень, связь

За последние годы в связи с растущим экологическим неблагополучием в большинстве стран мира наблюдается увеличение частоты заболеваний щитовидной железы (ЩЖ)...

Гастроэнтерология, гепатология Медицинский Вестник Эребуни 1.2012 (49)
Особенности течения редких форм рака щитовидной железы

Известный онколог С. А. Холдин писал: “Едва ли найдется еще какойнибудь орган, который при сравнительной несложности и однообразности структуры давал бы такое богатство форм и типов новообразовательного роста, как щитовидная железа” [1]...

Онкология Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 1.2012
Сравнительная характеристика рака щитовидной железы

Как указывает Шариманян С.С. в своей работе [5], изучением заболеваний щитовидной железы в республике до 1945 года никто не занимался, так как считалось, что их в Армении нет. Об этом свидетельствуют данные профессора Кеек А.С...

Онкология Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 1.2012
Ближайшие и отдаленные результаты реконструктивных сосудистых операций у больных с атеросклеротическими поражениями сосудов нижних конечностей и сахарным диабетом

Облитерирующие заболевания сосудов нижних конечностей занимают первое место по клиническому значению и частоте проявления. Наиболее частой причиной окклюзий артерий является облитерирующий атеросклероз...

Кардиология, ангиология Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 2.2011
Некоторые аспекты механизма развития атеросклероза при инсулинзависимом и инсулиннезависимом сахарном диабете

Одним из характерных признаков сахарного диабета, как инсулинзависимого (ИЗД), так и инсулиннезависимого (ИНЗД), является диабетическая макро- и микроангиопатия, носящая генерализованный характер...

Кардиология, ангиология Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 1.2011
Обструктивное апно‎э сна и сахарный диабет 2-го типа: двунаправленная связь (обзор литературы)

Кл‏ючевые слова: обструктивное апноэ сна, сахарный диабет 2-го типа

Сахарный диабет 2-го типа (СД2) является одной из самых распространенных хронических заболеваний. Согласно данным Международной федерации по диабету, число взрослых...

Обзоры Медицинский Вестник Эребуни 2.2010 (42)

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ